Jay-Z никогда не удавалось по-настоящему приковывать к себе внимание наших читателей. И речь даже не о популярности. Есть раздел статистики сайта Rap.Ru на Рамблере; так вот, заглядывая туда изо дня в день, я не уставал удивляться – что бы не делал Jay-Z, это не вызывает того же интереса, что и деятельность 50 Cent или Eminem, 2Pac или Game. А ведь по совокупности достижений – как артист, и бизнесмен, и общественный деятель, и как личность, наконец – он как минимум в одном ряду с перечисленными выше. Как минимум.

Но не ценят, как следует. Что объяснимо – безукоризненный стиль и бесконечное обаяние Jay-Z по-настоящему впечатляют лишь слушателей повзрослее и/или поискушеннее. Плюс языковой барьер часто становится непреодолимой преградой на пути к получению максимума впечатлений от треков Джигги. Ведь Jay-Z является сильнейшим текстовиком, а его рэп – бесценным методическим пособием для начинающих хип-хоп-исполнителей (скромнейше умолчим о не поддающихся учету опытах Джигги – гоустрайтера). 

Заполнив, таким образом, два абзаца плачем Ярославны по незаслуженно обделенному вниманием артисту, перейдем, собственно, к альбому – новому альбому "Kingdom Come". Который, да, увидел свет, несмотря на обещание Джея поставить крест на записи пластинок, что давал он, выпуская "Black Album". Это было нужное и очень своевременное обещание – "Black Album" отменно продавался как последний альбом перед уходом Джигги со сцены; Kingdome Come пойдет на ура как первый после возвращения Ховито на, опять-таки, сцену. На сайте Allmusic, к слову, причислившему новый альбом к числу худших в карьере Jay-Z, сравнили без малого трехлетний отпуск Шона Картера с рабочей субботой. Ведь пенсионер мало того, что исколесил планету с гастролями, так еще и изготовил два совместных альбома (с R.Kelly и Linkin Park), да пару десятков совместных треков. 

Впрочем, язвительность тона вкупе с низкой оценкой творчества почти всегда являются признаком предвзятости. Может быть, "Kingdom Come" и уступает таким работам, как "Blueprint" или "Black Album". Но он точно не заслуживает уничижительных оценок. Это диск Jay-Z каким ему и следует быть – с мощными хит-синглами, с крепкими "альбомными" треками, с остроумными панчлайнами (Coke is still my sponsor / Heh, the Cola, yeah / Hova still gettin it in with soda – люди, знакомые с прошлым Jay-Z и с принципами производства крэка, найдут здесь повод для улыбки). Он добротен и продуман до финишной точки и воспринимается как нечто цельное и целостное – лучше аналогии с хорошей книгой ничего и не придумать. 

Mike Jordan of recording, говорит о себе Джигга, равняясь на баскетбольного идола. Джордан вполне по-настоящему поставил кроссовки в пыльный чулан, но через годик вернулся – пустовато без него стало в NBA. Так и Jay, благодетель, снова поднялся на осиротевшую без него рэп-сцену. А параллель с Джорданом стала чуть ли не девизом этого камбэка. 

Для исполнителей такого уровня битмейкеры всегда стремятся припасти нечто особенное. Приятно – Just Blaze снова преуспел, доказывая абсолютную необходимость присутствия своих битов на альбомах Jay-Z. Его узнаваемый почерк, излюбленные инструменты вроде неизбежной духовой секции, его манера сэмплирования – все это впору стилю Джея. Все это и делает "Show Me What You Got" и "Kingdom Come" украшением альбома.

Неприятное – треки Dr. Dre, предназначением которых всегда являлось блистать, заслоняя и текст, и исполнителя. Здесь же и в "Lost One", и в "30 Something" звучит нормальная качественная музыка – но ведь перфекционист Dre приучил нас, что для его творчества существуют лишь две оценки "превосходно" и "не получилось". Хотя трек "Minority Report" - несомненный успех.   

Сортировать сейчас заслуги прочих битмейкеров – значит преступно красть время, которого у тебя так мало, что считай и вовсе нет (вот и сейчас вам кто-то стучит в аську). Все остальные сделали по треку, одни тебе понравятся больше, другие – меньше, а написанный Крисом Мартином обязан удивить – но вот шитья от слова shit на альбоме Jay-Z вы не встретите по определению. Вспомним же о треках, пропустить которые – словно родину предать.

О двух бомбах от Just Blaze мы уже упомянули. Далее – треки о личном, исповедь чемпиона "Lost One" и "30 Something" с программным заявлением, что тридцать с чем-то – это новые двадцать с чем-то (не забудьте поправить год рождения в мамином паспорте – она давно собиралась это сделать, а тут и повод). Для любителей лирики написаны "Do You Wanna Ride" и "Minority Report". Голоса John Legend и Ne-Yo восхитительно проникновенны. Правда, стоило ли так громко заявлять о миллионе, отданном в помощь жертвам урагана Катрин? Дело доброе, но к чему устраивать вокруг него шумиху?

Тем не менее, "Dig A Hole" – копай яму, недруг. Адресовано Dipsux, прошу прощения – Dipset, но если вы тоже хейтер, то примеряйте на себя. После таких треков становится ясно, насколько выше Jay-Z как артист, в сравнении с инициатором этого конфликта – Cam’ron-ом. Насколько интеллигентно, но в тоже время жестко он расставляет все по местам! Чистый восторг. 

Персонаж знаковой для русского рока кинокартины "Асса" говорил о Борис Борисыче Гребенщикове: "Он бог, от него сияние исходит". Иконизировать Джиггу, пожалуй, рановато, но совершенно точно его биография не обойдется без какой-нибудь не менее веской фразы. Тем более, что сравнений с вышними сущностями он не забоится – Jay Hova, как вы, конечно, знаете, это Иегова. Такие дела.

Трек-лист

Prelude (Ghettobot)
Oh My God (Just Blaze)
Kingdom Come (Just Blaze)
Show Me What You Got (Just Blaze)
Lost One при участии Chrissette Michelle (Dr. Dre)
Do You Wanna Ride при участии John Legend (Kanye West)
30 Something (Dr. Dre)
I Made It (DJ Khalil)
Anything при участии Usher & Pharrell (The Neptunes)
Hollywood при участии Beyonce (Scyience)
Trouble (Dr. Dre)
Dig A Hole при участии Sterling Simms (Swizz Beatz)
Minority Report при участии Ne-Yo (Dr. Dre)
Beach Chair при участии Chris Martin (Chris Martin)